Rambler's Top100
Брянск – Янск.ру – Брянский поисковик. Новости, реклама, авто, недвижимость, организации - поиск по Брянску
Главная / Статья о санках

Статья о санках

ИСТОРИЯ И ВИДЫ САНЕЙ

Сани - распространённый тип повозки без колёс, обычно имеют полозья (сани без полозьев - некоторые виды волокуши, тобоган канадских индейцев, кережка лопарей и другие). Сани возят лошади, олени, собаки. К саням относятся дровни, нарты народов Севера и разные виды саней с кузовом: открытые сани с верхом (балочок или кибитка).
 
Сани древнее, чем колёсная повозка, они были известны не только в северных, но и в южных странах. Многие народы, знавшие уже колёсную повозку, по обычаю пользовались сани в похоронном обряде (Древний Египет, Древняя Русь и др.). В России до конца 17 века торжественные выезды царей, патриархов даже летом были санными, так как езда на санях считалась более почётной, чем в экипаже. В районах бездорожья на Крайнем Севере, а местами и в Южной Сибири сани нередко заменяли колёсную повозку и в летнее время.
 
Нарты - узкие длинные санки с плоским деревянным настилом. Передвигаются ручной тягой, упряжкой северных оленей (от 1 до 7) или собак (от 6 до 10 - цугом, от 10 до 16 - веером). Применяются на севере Европы, Азии и Америки. Полозья нарт, относящиеся ко 2-1-му тысячелетию до нашей эры, были найдены в торфяниках Финляндии и в СССР на Северном Урале. Наиболее древние - ручные нарты, из которых развились различные типы собачьих и оленьих нарт.
 
Русское население Сибири изобрело также рациональное жилище на оленьих нартах - «нартяный чум» (или балок). Это - лёгкое каркасное жилище, укрепленное на длинных широких полозьях, обтянутое шкурами и сверху парусиной; имеет окна и железную печку. Используется как зимнее передвижное жилище колхозными бригадами оленеводов и охотников Таймырского (Долгано-Ненецкого) национального округа.
 
Тобоган - слово алгонкинского происхождения, и означает бесполозные сани, распространённые среди индейцев Канады. Состоят из досок длиной 3 - 4 м и шириной 30 - 40 см, скрепленных несколькими поперечинами и ремнями из оленьей кожи. Передок тобогана загнут, вместо бортов натянута шкура или береста. Поводками служат два длинных ремня тобогана использовался для перевозки грузов вручную или при помощи собак. Тобоган применяют и современные охотники лесной зоны Канады. В несколько измененном виде (меньших размеров, без бортов, поводков и т.п.)
 
"ВОТ КАЧУСЬ Я В САНКАХ ПО ГОРЕ КРУТОЙ"
 
Если спросить, какое изобретение человека самое древнее, все, наверное, назовут колесо. А ведь древнее колеса – сани! Привязал два передних конца жердей к собаке, лошади или быку, а задние пусть волочатся по земле вот и готовы сани-волокуши.
Почему же по льду или снегу лучше всего двигаться на полозьях? Под полозьями тонкий слой льда и снега плавится от трения, падает сопротивление скольжению. Наши предки, конечно, о трении не знали, но эффект саней почувствовали. Каких только разновидностей саней не создано за историю человечества! Тобогган – сани без полозьев. Нарты – сани с полозьями. Были даже жилища на нартах – "нартяной чум". Легкий каркас устанавливался на полозьях, а сверху обтягивался шкурами и парусиной. В таком жилище делали окна, а внутри устанавливали печку. Издавна сани – любимейшее средство развлечения и детей, и взрослых. В XVIII веке пользовались популярностью сани с парусом – на них совершали прогулки по ледяным озерам. Сани "богдыхана Поднебесной империи", как именовал себя китайский император, были закрытыми, а тащили их восемь слуг, обутых в башмаки с длинными гвоздями на подошвах.
 
В начале ХХ века начались попытки создания саней с механическим двигателем. Первую конструкцию таких саней придумал русский инженер А.С.Кузин в 1908 году. Его модель, снабженная авиационным двигателем, который вращал винт, установленный в трубе, развивал скорость до 70 км в час. С этого времени появилось множество всевозможных конструкций аэросаней, над которыми работали известные ученые и конструкторы. В 60-е годы создатель знаменитых пассажирских самолетов ТУ А.Н.Туполев придумал сани-амфибию на 6 человек. В таких санях можно ездить по льду рек: если он проломится, сани будут плавать.
 
У любых саней две основные части: полозья и сиденье, жестко скрепленные между собой. Кажется, трудно изобрести что-то новое. Но вот появилась идея сделать это соединение не жестким, а упругим. Дуговая перемычка соединяет полозья с сидением – она выполнена из листовой стали. Сталь упругая, и соединение работает как рессора. Стоит привстать – санки подпрыгнут, кататься на них не только весело, но и удобно. Еще изобретены сани с рулевым управлением – их поворотом можно управлять, выдвигая вперед то левый, то правый полоз. Не так давно в Германии придумали санки "юмбо" – это надувная подушка из прочного, но очень легкого синтетического материала. Санки устойчивы и скользят по любому снегу. Эти "пневмосанки" смягчают удары во время быстрой езды и столкновений с каким-либо предметом, а еще не дают маленьким ездокам замерзнуть. В сложенном виде санки вместе с насосом легко помещаются в небольшой сумке. Есть санки на лыжах (снегокат "Чук и Гек") – с сиденьем, тормозом, рулем и тремя полозьями. Есть санки на роликах – когда нет снега, переднюю часть санок приподнимают на веревке, и они катятся на колесиках.
 
Популярность саней настолько велика, что они включены в программу зимних Олимпийских игр. Большая скорость, развиваемая на санях, требует от спортсменов высокого искусства в управлении, а также мужества, смелости и находчивости. Может быть, и среди вас есть будущий чемпион. А пока блестит за окнами январский снежок, возьмите санки и потренируйте-ка свою смелость и находчивость на самых простых снежных горках, которых хватает и в городских парках, и на деревенских окраинах!
 
© 2017 "Пластик". При использовании материалов сайта ссылка на первоисточник обязательна.
Разработка сайта: DotSeven
Дизайн сайта: дизайн сайта